Недвижимость Специалисты Законы Справка
Написать админу Регистрация Войти

Законодательство КР Кодекс

В данный момент, проект находится на реконструкции, приносим свои извинения за временные неудобства.

Налоговый Кодекс Кыргызской РеспубликиПринят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 2 октября 2008 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Общие положения статьи 1 - 30

Глава 2. Налоговая система кыргызской республики статьи 31 - 40

Раздел II. Участники налоговых правоотношений

Глава 3. Налогоплательщик. налоговый представитель статьи 41 - 46

Глава 4. Налоговая служба статьи 47 - 54

Раздел III. Налоговое обязательство и налоговая задолженность

Глава 5. Общие положения статьи 55 - 58

Глава 6. Исполнение налогового обязательства. прекращение налогового обязательства статьи 59 - 69

Глава 7. Обеспечение исполнения налогового обязательства и погашения налоговой задолженности статьи 70 - 75

Глава 8. Изменение сроков исполнения налогового обязательства и погашения налоговой задолженности статьи 76 - 80

Глава 9. Зачет и возврат налогов статьи 81 - 81

Глава 10. Решение органа налоговой службы статьи 82 - 83

Глава 11. Учетная документация и налоговая отчетность статьи 84 - 92

Раздел IV. Налоговый контроль

Статья 93. Понятие и формы налогового контроля

Глава 12. Регистрация в налоговом органе статьи 94 - 99

Глава 13. Налоговые проверки статьи 100 - 107

Глава 14. Рейдовый налоговый контроль. применение контрольно-Кассовых машин с фискальной памятью. налоговый пост статьи 108 - 112

Глава 15. Доступ, обследование, истребование документов, экспертиза и составление протокола статьи 113 - 117

Глава 16. Особенности проведения налогового контроля в отдельных случаях статьи 118 - 121

Глава 17. Взаимодействие органов налоговой службы с другими субъектами статьи 122 - 133

Раздел V. Налоговое правонарушение и ответственность за его совершение

Глава 18. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений статьи 134 - 140

Глава 19. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение статьи 141 - 145

Раздел VI. Обжалование решения органов налоговой службы, действий и/Или бездействия их должностных лиц

Глава 20. Порядок обжалования решения органов налоговой службы статьи 146 - 153

Глава 21. Налоговый учет статьи 154 - 159

Раздел VII. Подоходный налог

Глава 22. Общие положения статьи 160 - 164

Глава 23. Совокупный годовой доход и другие доходы статьи 165 - 168

Глава 24. Вычеты из совокупного дохода для определения налоговой базы статьи 169 - 172

Глава 25. Ставка подоходного налога. порядок исчисления подоходного налога статьи 173 - 175

Глава 26. Исполнение налогового обязательства налоговым агентом по подоходному налогу статьи 176 - 178

Глава 27. Особенности налогообложения отдельных категорий физических лиц статьи 179 - 182

Раздел VIII. Налог на прибыль

Глава 28. Общие положения статьи 183 - 187

Глава 29. Совокупный годовой доход статьи 188 - 192

Глава 30. Расходы, подлежащие вычету статьи 193 - 211

Глава 31. Налоговые льготы статьи 212 - 212

Глава 32. Ставки налога. порядок исчисления, декларирования и уплаты налога на прибыль статьи 213 - 217

Глава 33. Особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков и доходов статьи 218 - 221-1

Глава 34. Особенности налогообложения доходов иностранных организаций из источника в кыргызской республике статьи 222 - 223

Глава 34-1. Упрощенный порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль субъектом малого и среднего предпринимательства статьи 223-1 - 223-9

Раздел IX. Налог на добавленную стоимость

Глава 35. Общие положения статьи 224 - 227

Глава 36. Облагаемый субъект статьи 228 - 230

Глава 37. Объект налогообложения статьи 231 - 236

Глава 38. Освобожденные поставки и поставки с нулевой ставкой ндс статьи 237 - 263-1

Глава 39. Налоговая база статьи 264 - 267

Глава 40. Налоговый период. Порядок исчисления, уплаты и возмещения ндс статьи 268 - 282

Глава 40-1. Налогообложение ндс при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе статьи 282-1 - 282-20

Раздел X. Акцизный налог

Глава 41. Общие положения статьи 283 - 290-1

Глава 42. Особенности налогообложения статьи 291 - 297

Раздел XI. Налоги за пользование недрами

Глава 43. Общие положения статьи 298 - 300

Глава 44. Бонус статьи 301 - 306

Глава 45. Роялти статьи 307 - 313

Раздел XII. Налог с продаж

Глава 46. Общие положения статьи 314 - 315

Глава 47. Исчисление налога с продаж статьи 316 - 322

Раздел XIII. Налог на имущество статьи 323 - 333

Раздел XIV. Земельный налог

Глава 48. Общие положения статьи 334 - 336

Глава 49. Ставки земельного налога статьи 337 - 340

Глава 50. Порядок исчисления и уплаты налога статьи 341 - 342

Глава 51. Льготы по налогу статьи 343 - 344

Раздел XV. Специальные налоговые режимы

Глава 52. Общие условия исполнения налоговых обязательств на основе патента статьи 345 - 347

Глава 53. Налог на основе обязательного патента статьи 348 - 352

Глава 54. Налог на основе добровольного патента статьи 353 - 356

Глава 55. Упрощенная система налогообложения налогоплательщиков на основе единого налога статьи 357 - 365

Глава 56. Налоги на основе налогового контракта статьи 366 - 371

Глава 57. Налоговый режим в свободных экономических зонах статьи 372 - 376

Глава 58. Налог на специальные средства статьи 377 - 385

Глава 59. Налоговый режим в парке высоких технологий статьи 386 - 389

 

Статья 47. Органы налоговой службы

1. Органы налоговой службы состоят:
1) из уполномоченного налогового органа;
2) из налоговых органов.
Органы налоговой службы имеют статус юридического лица и осуществляют налоговое управление в пределах компетенции, установленной законодательством Кыргызской Республики, а также участвуют в реализации налоговой политики Кыргызской Республики.

2. Налоговые органы не подчиняются местным государственным администрациям и органам местного самоуправления.

3. Запрещается вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность органов налоговой службы, уполномоченного государственного органа при осуществлении ими своих полномочий, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики.

4. Порядок прохождения службы, правовая и социальная защита сотрудников органов налоговой службы, присвоение им специальных званий определяются специальным законом.

5. Финансирование расходов органов налоговой службы производится за счет средств государственного бюджета, включая процентные отчисления от сумм фактически поступивших налогов, и целевых внебюджетных средств.

Статья 48. Должностное лицо органов налоговой службы

Должностным лицом органов налоговой службы является руководитель или сотрудник органов налоговой службы, обладающий полномочием, установленным настоящим Кодексом.

Статья 49. Задачи органов налоговой службы

На органы налоговой службы возлагаются следующие задачи:
1) контроль соблюдения налогового законодательства Кыргызской Республики;
2) оказание содействия налогоплательщику или его налоговому представителю по исполнению налогового обязательства в соответствии с требованиями, установленными налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 50. Права органов налоговой службы и их должностных лиц

1. Органы налоговой службы и их должностные лица имеют право:
1) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) осуществлять налоговый контроль в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению, удержанию и уплате налогов в бюджет;
4) при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика пояснений по заполнению документов по исчислению, удержанию и уплате налогов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность удержания и уплаты налогов;
5) в ходе осуществления налогового контроля в порядке, определенном настоящим Кодексом, получать у налогоплательщика копии документов;
6) проводить в соответствии с настоящим Кодексом обследование любых территорий, помещений, документов и предметов, имеющих значение для полноты проведения налогового контроля;
7) по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика, получать, в порядке, установленном настоящим Кодексом, от банков сведения о наличии и номерах банковских счетов налогоплательщика, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательством Кыргызской Республики требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую тайну;
8) определять налоговое обязательство налогоплательщика на основе косвенных методов оценки в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
9) Утратил силу в соответствии с Законом КР от 06.10.12 г. № 169 (см. стар. ред.)
10) предъявлять в суды иски, в том числе о ликвидации, включая принудительную, налогоплательщика по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики;
11) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства Кыргызской Республики и контролировать выполнение указанных требований;
12) требовать и получать информацию от других государственных органов и органов местного самоуправления, связанную с объектами налогообложения и исчисления налоговых обязательств в соответствии с настоящим Кодексом;
13) осуществлять контроль по сбору налогов;
14) заключать налоговый контракт;
15) контролировать работу органов местного самоуправления по исполнению государственных полномочий, делегированных в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Для осуществления полномочий, установленных настоящим Кодексом, органы налоговой службы и их должностные лица имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и законодательством Кыргызской Республики.

Статья 51. Обязанности органов налоговой службы и их должностных лиц

1. Органы налоговой службы и их должностные лица обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика;
2) соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики и требовать от налогоплательщиков его исполнения;
3) оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими налоговых обязательств;
4) доводить до сведения налогоплательщика через официальные средства массовой информации формы установленной налоговой отчетности, порядок их заполнения, способ и сроки их представления в орган налоговой службы;
5) в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Кыргызской Республики, предоставить ответ на письменный запрос налогоплательщика;
6) осуществлять налоговый контроль исполнения налогового обязательства;
7) вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, начисленных и уплаченных налогов;
8) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, предоставлять за счет бюджетных средств бланки установленных форм налоговой отчетности, в случае их выдачи органами налоговой службы;
9) разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;
10) проводить налоговую проверку строго по предписаниям;
11) регистрировать налоговые проверки и другие формы налогового контроля в книге инспекторских проверок;
12) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную тайну, охраняемую законодательством Кыргызской Республики;
13) вручать налогоплательщику решение об исполнении налогового обязательства в сроки и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
14) по письменному запросу налогоплательщика не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, представлять решение о суммах и датах начисления и оплаты налогов, налоговых санкций, пени и процентов, а также решение органа налоговой службы, принятое в отношении налогоплательщика и/или его налогового обязательства, и/или его налоговой задолженности, в случаях, установленных настоящим Кодексом;
15) обеспечивать в течение 6 лет сохранность документов, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства;
16) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства в порядке, установленном настоящим Кодексом;
17) налагать на налогоплательщика налоговые санкции согласно требованиям, установленным настоящим Кодексом, а также применять санкции в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности;
18) рассматривать жалобы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Органы налоговой службы обязаны публиковать на открытом информационном веб-сайте уполномоченного налогового органа отчет о работе органов налоговой службы до первого марта года, следующего за отчетным календарным годом. Данный отчет должен содержать следующую информацию за отчетный календарный год:
1) наименование и суммы налогов, собранных органами налоговой службы;
2) суммы налоговой задолженности;
3) расходы, понесенные налоговыми органами в процессе сбора налогов;
4) статистические данные по предоставленным налоговым льготам, отсрочкам, рассрочкам по уплате налоговой задолженности;
5) описание достижений и недостатков в работе органов налоговой службы;
6) список фамилий и имен физических лиц, наименований организаций, которые имеют признанную налоговую задолженность в размере, превышающем 5000 расчетных показателей с указанием размера налоговой задолженности.

3. Если по итогам проведения налогового контроля в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, выявлены суммы неисчисленного налога, превышающие порог, с которого наступает уголовная ответственность, органы налоговой службы направляют на рассмотрение правоохранительных органов материалы налоговой проверки в случае:
1) если соответствующее решение вступило в законную силу и не обжаловано налогоплательщиком в уполномоченный налоговый орган в течение срока подачи налогоплательщиком жалобы, установленного настоящим Кодексом;
2) если в отношении жалобы налогоплательщика имеется вступившее в законную силу соответствующее решение уполномоченного налогового органа, подтверждающее, что сумма неисчисленного налога превышает порог, с которого наступает уголовная ответственность, и налогоплательщик не обратился с жалобой в суд в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику решения уполномоченного налогового органа;
3) если имеется вступившее в законную силу судебное решение, подтверждающее, что сумма неисчисленного налога превышает порог, с которого наступает уголовная ответственность.
Органы налоговой службы не имеют права принимать решение о направлении в правоохранительные органы информации о факте налогового правонарушения, если налогоплательщик в установленный срок погасил всю сумму налоговой задолженности, указанную в соответствующем решении уполномоченного налогового органа или суда.

4. Органы налоговой службы и их должностные лица выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 52. Полномочия таможенных органов в сфере налоговых правоотношений

Таможенные органы осуществляют взимание налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела и налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 52-1. Права и обязанности органов местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений

1. Органы местного самоуправления и их должностные лица имеют право:
1) осуществлять сбор налогов, предусмотренных разделами XIII и XIV, главами 53 и 54 настоящего Кодекса;
2) проводить налоговый контроль в соответствии с пунктами 4 и 5 части 2 статьи 93 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
3) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства Кыргызской Республики и контролировать выполнение указанных требований;
4) получать информацию от органов налоговой службы и других государственных органов, связанную с объектами налогообложения и исчисления налоговых обязательств по налогам, предусмотренным разделами XIII и XIV настоящего Кодекса;
5) получать у налогоплательщика копии документов в ходе осуществления налогового контроля в порядке, определенном настоящим Кодексом;
6) передавать в соответствии с законодательством материалы в правоохранительные органы, а также подавать в суд иски.

2. Органы местного самоуправления осуществляют рейдовый налоговый контроль соблюдения требований налогового законодательства Кыргызской Республики, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Органы местного самоуправления имеют право при осуществлении налогового контроля требовать от налогоплательщика представления документов по уплате налогов, предусмотренных разделами XIII и XIV, а также главами 53 и 54 настоящего Кодекса.

4. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы налогоплательщика;
2) соблюдать налоговое законодательство Кыргызской Республики и требовать от налогоплательщиков его исполнения;
3) оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими налоговых обязательств;
4) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства в соответствии со статьями 74 и 75 настоящего Кодекса;
5) осуществлять налоговый контроль исполнения налогового обязательства по налогам, предусмотренным разделами XIII и XIV, а также главами 53 и 54 настоящего Кодекса;
6) при проведении рейдового налогового контроля руководствоваться частями 3 - 5 статьи 108, статьями 113 - 115 и 117 настоящего Кодекса;
7) регистрировать формы налогового контроля в книге инспекторских проверок;
8) соблюдать служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную тайну, охраняемую законодательством Кыргызской Республики;
9) обеспечивать в течение 6 лет сохранность документов, подтверждающих факт исполнения налогового обязательства;
10) представлять в налоговый орган отчеты о начисленных и поступивших суммах налогов, об использовании квитанций и документов, а также о внесении сумм налогов в банк или органы местного самоуправления в порядке и сроки, устанавливаемые уполномоченным налоговым органом;
11) оказывать содействие органам налоговой службы в учете налогоплательщиков.

Статья 53. Конфликт интересов

1. Должностному лицу органов налоговой службы запрещается осуществление служебных обязанностей в отношении налогоплательщика:
1) если налогоплательщик является этому должностному лицу близким родственником, или
2) если это должностное лицо или близкий родственник этого должностного лица имеют прямую или косвенную финансовую заинтересованность, связанную с экономической деятельностью налогоплательщика или с исполнением его налогового обязательства.

2. Должностное лицо органа налоговой службы обязано принимать меры, чтобы не допускать возникновения конфликта интересов в своей деятельности.

Статья 54. Налоговая тайна

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговую тайну составляют любые полученные органом налоговой службы или его должностным лицом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) о реквизитах налогоплательщика (наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, адрес), а также об идентификационном номере налогоплательщика;
2) о регистрации налогоплательщика в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
3) о счетах-фактурах по налогу на добавленную стоимость и марках акцизного сбора;
4) о сумме налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком;
5) о нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства Кыргызской Республики и мерах ответственности за эти нарушения, установленные вступившим в силу решением суда либо признанные налогоплательщиком;

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению органами налоговой службы, их должностными лицами, за исключением случаев, когда сведения передаются:
1) другим должностным лицам органов налоговой службы, таможенных органов, уполномоченного государственного органа в ходе или в целях исполнения ими своих обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела;
2) правоохранительным органам, исключительно в отношении налогоплательщика, по которому возбуждено уголовное дело по факту налогового правонарушения;
3) суду в ходе судебного разбирательства по установлению налоговой задолженности налогоплательщика или его ответственности за налоговые правонарушения;
4) уполномоченному государственному органу по делам о банкротстве, администратору (временному администратору, специальному администратору, консерватору, внешнему управляющему) в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, по тем субъектам, в отношении которых возбужден процесс банкротства или в отношении которых вынесено решение об инициировании процесса банкротства;
5) уполномоченному государственному органу по делам государственной службы Кыргызской Республики в отношении лиц, обязанных представлять декларацию об имуществе и доходах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной службе;
6) депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, аппарату Правительства Кыргызской Республики, Службе финансовой разведки Кыргызской Республики в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики, регулирующим их деятельность;
7) налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, участником которых является Кыргызская Республика.

3. За исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, информацию относительно налогоплательщика, составляющую налоговую тайну, можно открыть другому лицу с письменного согласия налогоплательщика.

4. К разглашению налоговой тайны относятся использование или передача другому субъекту информации о налогоплательщике, ставшей известной должностному лицу государственных органов при исполнении им своих обязанностей, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Поступившие в органы налоговой службы сведения, составляющие налоговую тайну, должны иметь специальный режим хранения и доступа, который определяется письменным решением руководителя органа налоговой службы.

6. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, должны иметь должностные лица, определяемые письменным решением руководителя органа налоговой службы. Право доступа этих должностных лиц указывается также в предписании на проведение налоговой проверки.

7. Органы налоговой службы, их должностные лица, а также лица, ранее являвшиеся должностными лицами органов налоговой службы, обязаны хранить в тайне любую информацию относительно налогоплательщика, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей.

8. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, лицо, которому эти сведения известны в связи с профессиональной или служебной деятельностью, обязано полностью возместить ущерб, причиненный налогоплательщику, а также выплатить иную компенсацию.
За незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну, повлекшее причинение ущерба, лицо, которым эти сведения получены незаконно, обязано полностью возместить ущерб, причиненный налогоплательщику, а также выплатить иную компенсацию.
Незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну, не повлекшее причинение ущерба, влечет административную ответственность.

9. Запрещается государственным органам истребовать от органов налоговой службы информацию и документы, составляющую налоговую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

10. Должностные лица государственных органов, нарушающие требования части 9 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.